УКР | ENG

Публікації

Публікації

Скандал с бенефициарами растянули на 4 месяца

Попытка властей сделать украинский бизнес прозрачнее, и выявить реальных собственников компаний обернулась грандиозным скандалом. В регистрационных службах – толпы и давка, а парламент в спешке одобрил отсрочку - действие закона отложено на 4 месяца.

Юрий Павлишинец, старший юрист ЮФ «Кушнир, Якимяк и Партнеры» прокомментировал ситуацию, ответив на следующие вопросы:


- Как выглядит сама процедура раскрытия?

Для раскрытия своего конечного бенефициара (-ов) компании необходимо заполнить и подать государственному регистратору соответствующую регистрационную карточку (форма №4). Достаточно прогнозируемо большинство юридических лиц тянуло с подачей карточки до последнего, ожидая или разъяснений от Минюста по многим вопросам или хотя бы наработки практики, результатом чего на сегодняшний день являются огромные очереди в местных регистрационных службах.

Следует отметить, что 19 мая был зарегистрирован законопроект №2896, согласно которому крайний срок подачи информации про бенефициаров отодвигается на 4 месяца.

/- Кто является конечным бенефициаром? Например, у меня огромная корпорация, где сотни тысяч держателей акций, и как я могу их всех указать?

Определение конечного бенефициара дано в Законе Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». Государство интересуют не сотни тысяч держателей акций, а лишь те, кто прямо или опосредованно владеет (самостоятельно или со связанными лицами) долей в 25% и более в уставном капитале компании или же, независимо от формального владения, имеет влияния на принятие ключевых решений в компании. Таких лиц, как правило, не больше 3-4 человек.

- А если владелец моего бизнеса – офшор, а за офшором стоят вообще трастовые фонды или держатели акций на предъявителя? Что делать в этом случае?

Компании вменяется обязанность определять своих конечных бенефициаров. Как правило, менеджменту прекрасно известно, кто является конечным бенефициаром компании, в противном случае на выяснение этой информации законодателем была дано достаточно времени. И здесь возможно два варианта: конечный собственник предпочитает не раскрывать себя, несмотря на требование законодательства, или же в компании действительно нет конечного бенефициара, как такового. К сожалению, законодательство не предусматривает возможности существования второго варианта, считая, что в каждой компании должен быть реальный собственник. В таком случае можно лишь порекомендовать подать в регистрационной карточке информацию как есть – т.е. что в компании невозможно определить/отсутствует бенефициар. Представляется, что в скором времени бизнесу, который не имеет возможности выполнить требование законодательства в силу объективных причин, все-таки должны быть даны разъяснения как действовать в такой ситуации, и скорее всего штрафов опасаться не стоит. Кстати говоря, законопроект №2896 прямо предусматривает ситуацию, при которой у компании отсутствует конечный бенефициар, так что в случае его принятия одной проблемой станет меньше.

- Как будут выявлять тех, кто не раскрыл собственников? Ко мне придет проверка или вызовут на «ковер»? и какой госорган это вообще осуществляет? Какой размер штрафов?

На сегодняшний день статья 16611 Кодекса про административные правонарушения предусматривает административную ответственность руководителя в размере от 5 100 до 8 500 гривен за неподачу государственному регистратору информации о конечном бенефициаре. Показательно, что за подачу некорректных (скажем, указав бенефициаром номинального собственника) или заведомо неправдивых данных, а также за несвоевременную подачу ответственность не предусмотрена, что ставит под большое сомнение перспективу привлечения к ответственности в ближайшее время.

Административный штраф налагается на основании протокола, составленного уполномоченным лицом субъектов государственного финансового мониторинга. В перечню таких субъектов относятся, например, НБУ, Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Госфинмониторинг, Минюст. Представляется, что в большинстве случаев нарушения будут выявляться государственными регистраторами во время подачи компанией документов для внесения изменений в сведения о такой компании, которые содержатся в едином государственном реестре юридических лиц. Вероятнее всего, при рассмотрении пакета документов регистратор будет проверять подана ли такой компанией информация о ее конечном бенефициаре, и в противном случае составлять протокол о нарушении. Однако на сегодняшний день законодательство не позволяет должностным лицам Минюста составлять протоколы по административным нарушениям, предусмотренным указанной статьей Кодекса, поэтому интересно будет оценить действия Минюста после 25 мая.

- Что делать в таком случае, в который попал вот этот человек?

У него было полгода, чтобы выяснить есть ли в компании лицо (лица), попадающие под определение конечного бенефициара. Случаи, когда цепочка владения украинской компанией насчитывает сотни физических и юридических лиц, в том числе зарегистрированных за границей, не являются чем-то необычным. Если в процессе анализа цепочки владения выяснится, что невозможно определить конечного бенефициара, именно эту информацию и необходимо подать государственному регистратору.

Статья на сайте ДЕНЬГИ

Юрий Павлишинец
Старший юрист ЮФ «Кушнир, Якимяк и Партнеры»
Журнал ДЕНЬГИ №10 от 28.05.2015

Назад